ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ (ШИННЫЙ СВЕТ)
В последнее время стали популярные шинные системы освещение шинные, в том числе трековые, системы освещения перешли из профессионального сегмента в бытовой. При этом их по-прежнему широко применяют в производственных помещениях, торговых центрах, гостиничных комплексах и т. д.
Шинная система — это своего рода конструктор, отдельные элементы которого можно добавлять или убирать. Основу «конструнтора» составляет шина (шинопровод). Она представляет собой металлический профиль с размещёнными внутри него токопроводящими жилами (двумя или более). Профиль крепится к стене или потолку, также существуют встраиваемые модели {для внутреннего монтажа заподлицо поверхности несущей конструкции), накладные и подвесные (последних большинство). На профиль в любом месте устанавливается адаптер с токосъёмником и прикреплённым к нему светильником — достаточно всего лишь «одним щелчком» вставить устройство в паз шины и повернуть ручку-фиксатор.
Удобство такой конструкции заключается в гибкости настройки системы освещения. Светильники можно передвигать по шине, как по рельсам, ослабив фиксатор. При необходимости их нетрудно снять для чистки, замены лампочки в плафоне либо всего прибора. Например, если изначально вы поставили светильники с прозрачными плафонами, а потом решили сделать освещение более мягким и заменили их на модели с матовым стеклом. Также допустимо установить дополнительные светильники, если не хватает яркости, или, наоборот, убрать лишние.
Сегодня на российском рынке представлены различные модели систем шинного освещения, в основном итальянского и немецкого производства, что сказывается на ценах, которые нельзя назвать низкими. Скажем, стоимость светильника составляет от одной до нескольких тысяч рублей. Процедура монтажа светильника предельно проста и занимает буквально несколько секунд. Адаптер заводится в паз шины и фиксируется на ней поворотом рычажка . Чаще всего производители предлагают вариации на тему «еврошины» — П-образного металлического профиля определённых размеров с четырьмя токонесущими жилами, которые позволяют подключить по однофазной (220 В) схеме до трёх групп светильников. Также встречаются низковольтные шины на 12 В.
Среди шинных различают трековые системы. Применяемые в них треки ещё больше похожи на рельс — вытянутый по вертикали металлический профиль прямоугольного сечения. Светильники передвигают вдоль «рельса», как костяшки на счётах, а в нужном месте фиксируют с помощью барашкового винта либо другого простого и надёжного механизма.
Трековые системы, так же как и «еврошины», не могут похвастаться универсальностью крепёжного элемента (адаптеры одной фирмы вряд ли подойдут к профилю другой, но все светильники для «еврошины» можно использовать в любом типе этого шинопровода). В отличие от «еврошин», в треках имеются только две токонесущие жилы. Существуют ограничения и по силе тока: если шина обычно рассчитана на максимальный ток 15 А при 220 В (в принципе, на неё допускается «навесить» осветительное оборудование общей мощностью 3300 Вт), то трековая система — максимум на 1000 Вт. Также может лимитироваться количество светильников, присоединённых на одну фазу. Это касается, например, приборов со светодиодными лампами — как правило, существует возможность подключить порядка 20 штук. Для галогенных ламп ограничивается не их количество, а общая мощность. Зато у треков есть ряд преимуществ. Например, система Curvo 230 компании Esedra позволяет делать не только прямые элементы трекового полотна, но и изогнутые. Таким образом конструкции удастся придать более сложный и оригинальный облик. Да и по внешнему виду любые трековые системы превосходят «еврошины» — они более изящны и менее заметны. Но особенно изысканны струнные системы освещения. В них роль шины или трека (а заодно и токонесущих жил) выполняют две натянутые струны. Конструкция выглядит очень эффектно.