ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ (ШИННЫЙ СВЕТ)

           В последнее время стали популярные шинные системы освещение шинные, в том числе тре­ковые, системы освещения перешли из профессиональ­ного сегмента в бытовой. При этом их по-прежнему широко применяют в произ­водственных помещениях, торговых центрах, гостинич­ных комплексах и т. д.

           Шинная система — это своего рода конструктор, отдельные элементы ко­торого можно добавлять или убирать. Основу «конструнтора» составляет шина (шинопровод). Она представляет собой метал­лический профиль с раз­мещёнными внутри него токопроводящими жила­ми (двумя или более). Профиль крепится к стене или потолку, также существу­ют встраиваемые модели {для внутреннего монта­жа заподлицо поверхно­сти несущей конструкции), накладные и подвесные (последних большинство). На профиль в любом месте устанавливается адаптер с токосъёмником и прикреп­лённым к нему светиль­ником — достаточно всего лишь «одним щелчком» вставить устройство в паз шины и повернуть ручку-фиксатор.

           Удобство такой конструк­ции заключается в гибкости настройки системы осве­щения. Светильники можно передвигать по шине, как по рельсам, ослабив фикса­тор. При необходимости их нетрудно снять для чистки, замены лампочки в плафоне либо всего прибора. На­пример, если изначально вы поставили светильники с прозрачными плафонами, а потом решили сделать освещение более мягким и заменили их на модели с матовым стеклом. Также допустимо установить до­полнительные светильни­ки, если не хватает ярко­сти, или, наоборот, убрать лишние.

            Сегодня на российском рынке представлены различ­ные модели систем шинного освещения, в основном ита­льянского и немецкого про­изводства, что сказывается на ценах, которые нельзя на­звать низкими. Скажем, сто­имость светильника состав­ляет от одной до нескольких тысяч рублей. Процедура монтажа светильника предельно проста и занимает буквально несколько секунд. Адаптер заво­дится в паз шины и фиксируется на ней поворотом рычажка . Чаще всего производи­тели предлагают вариации на тему «еврошины» — П-образного металличе­ского профиля определён­ных размеров с четырь­мя токонесущими жилами, которые позволяют под­ключить по однофаз­ной (220 В) схеме до трёх групп светильников. Также встречаются низковольт­ные шины на 12 В.

            Среди шинных различают трековые системы. Применя­емые в них треки ещё больше похожи на рельс — вытяну­тый по вертикали металли­ческий профиль прямоуголь­ного сечения. Светильники передвигают вдоль «рельса», как костяшки на счётах, а в нужном месте фиксиру­ют с помощью барашкового винта либо другого простого и надёжного механизма.

            Трековые системы, так же как и «еврошины», не могут похвастаться универсально­стью крепёжного элемента (адаптеры одной фирмы вряд ли подойдут к профилю дру­гой, но все светильники для «еврошины» можно исполь­зовать в любом типе этого шинопровода). В отличие от «еврошин», в треках имеют­ся только две токонесущие жилы. Существуют ограни­чения и по силе тока: если шина обычно рассчитана на максимальный ток 15 А при 220 В (в принципе, на неё допускается «навесить» ос­ветительное оборудование общей мощностью 3300 Вт), то трековая система — мак­симум на 1000 Вт. Также может лимитироваться ко­личество светильников, при­соединённых на одну фазу. Это касается, например, приборов со светодиодными лампами — как правило, су­ществует возможность под­ключить порядка 20 штук. Для галогенных ламп огра­ничивается не их количе­ство, а общая мощность. Зато у треков есть ряд преимуществ. Например, система Curvo 230 компании Esedra позволяет делать не только прямые элемен­ты трекового полотна, но и изогнутые. Таким образом конструкции удастся при­дать более сложный и ори­гинальный облик. Да и по внешнему виду любые тре­ковые системы превосходят «еврошины» — они более изящны и менее заметны. Но особенно изыскан­ны струнные системы ос­вещения. В них роль шины или трека (а заодно и то­конесущих жил) выполняют две натянутые струны. Кон­струкция выглядит очень эффектно.